Муниципальное общеобразовательное учреждение «Приветненская школа города Алушты»


запомнить

 

ученическое самоуправление глазами психологов

УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГОВ

Социально - психологический аспект самоуправления обычно рассматривается в связи с таким понятие  как коллектив. Раскрывая его сущность, психологи указывают на то, что самоуправление является в первую очередь условием для коллективообразования, образования единства.

Детское самоуправление – одна из форм организации жизнедеятельности детей, которую можно классифицировать по тому, кто является субъектом этой организации. Если коллективом управляет только педагог без какого-либо привлечения детей, то речь идет об авторитарнойформе управления коллективом, если же сами учащиеся решают проблемы, то такую форму организации можно назвать демократической. Часто самоуправление подменяется выделением группы детей, имитирующих участие коллектива в управлении. Они, по сути, создают «ученическую бюрократию» и никакого отношения к подлинному процессу развития самоуправления не имеют.

Детское самоуправление не игра, оно всегда связано с реальными полномочиями и реальной ответственностью детей. Попытка превратить самоуправление в игру дискредитирует саму идею вовлечения детей в управление.

• В 1980 г. появилась повальная мода проводить так называемые «дни самоуправления», т. е. игры, в которых дети играли во взрослых. Школьника сажали в кабинете за директорский стол и говорили ему: «Теперь ты ученический директор, только печать не трогай и подписи под документами не ставь…». Дети сами вели уроки, проводили «педсоветы» и т. д. Заканчивался день «самоуправления», приходил другой день, в котором уже не находилось места для проявления детьми самостоятельности, и никто уже не собирался прислушиваться к их мнению.•

На самом деле в практике многих школ авторитаризм все-таки преобладает. Поэтому, даже говоря о самоуправлении учителя, исключают такую важную деталь, что оно наступает только тогда, когда дети не только подчиняются кому-то, даже выступая в роли организаторов других детей, но и сами принимают решения.

Самоуправление в детском коллективе возникает только когда имеется какая-то общая цель в группе детей, имеющая значимость не только для этой группы, но и более или менее выраженную социальную направленность.

Таким образом, мы можем определить детское самоуправление как демократическую форму организации коллектива детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Составляют это определение следующие ключевые слова: развитие самостоятельности; принятие и реализация управленческих решений; групповые цели.

Развитие самостоятельности, именно развитие, т. е. поэтапная передача детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации деятельности своих товарищей.

Принятие и реализация управленческих решений обязательный признак развивающегося самоуправления. Именно при решении этой двуединой задачи обретается реальность вовлеченности детей в управление делами своего коллектива.

Наличие групповых целей деятельности, с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой – способствует объединению детей на основе объединения их интересов.

Так же правильно организованное школьное самоуправление может формировать мотивацию к обучению, что является важным фактором, повысить самооценку, почувствовать какую – то значимость в коллективе, научиться работать в коллективе и решать совместно поставленные цели и задачи.

Для старшеклассников самоуправление может помочь самоопределиться с правильным выбором профессии.(так побывав в роли учителя предметника, завуча, директора школы и т.д. ученик может практически точно определить интерес к какому либо  предмету, виду деятельности и прочее.)

В после всего выше сказанного,  можно утверждать, что ученическое самоуправление должно существовать и функционировать во всех школах разного типа, в первую очередь для развития личностного роста учащегося и его самоактуализации в социуме. 

 

 

Литература 
 

1. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2 / М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г.,

2. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Селивановой Н.Л. / М.: «Педагогическое общество России», 2001 г.,

3. Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.

4. Чашников Л.А. Современные модели информационно-аналитического обеспечения школьного управления // Вопросы психологии. 1993. № 9.